ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, по прошествии весьма незначительного времени со дня окончания массовой приватизации, уместно сделать некоторые обобщения и взглянуть на проблему приватизации преимущественно с точки зрения юридической науки. Вместе с тем, конечно, нельзя, уйдя в обсуждение исключительно правовых проблем приватизации, полностью абстрагироваться от ее социального и политического феномена. В известном смысле отношение к приватизации наглядно демонстрирует оценку конкретным человеком произошедших в России кардинальных социальных перемен: от полного неприятия рынка и соответствующих общественных изменений через огромное число промежуточных позиций к полному одобрению произошедшего.
В этом отношении любопытно вспомнить о том, какие цели ставились перед приватизацией в момент, когда она только начиналась. Сегодня мы имеем возможность оценить, в какой степени они достигнуты.
Первая Государственная программа приватизации сформулировала свои задачи следующим образом:
■ формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;
■ повышение эффективности деятельности предприятий;
■ создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
■ привлечение иностранных инвестиций;
■ социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступающих от приватизации;
■ содействие процессу стабилизации финансового рынка в России.
Думаю, имея перед глазами реальность сегодняшней России, не так уж сложно сделать вывод, что все эти задачи либо не достигнуты вовсе, либо их достижение лишь намечено.
Возьмем, например, задачу создания слоя частных собственников. Ясно, что бесплатная раздача каждому гражданину России по ваучеру, имевшему ничтожную стоимость, не могла привести к созданию «слоя частных собственников». Правильнее было бы говорить, что приватизация имеет целью легализацию и укрепление слоя частных собственников, поскольку абсолютно понятно, что приобрести в собственность мало-мальски существенный объект приватизации мог лишь тот субъект гражданских правоотношений, который к моменту продажи такого объекта уже имел достаточную сумму денежных средств...
Конечно, часть населения извлекла определенную выгоду из приватизации, если иметь в виду, что в 1992-1994 гг. объекты приватизации продавались исходя из фиксированной оценки стоимости основных фондов на 1 января 1992 г. при очень высокой инфляции, с применением существенных льгот для членов трудового коллектива. Последующая перепродажа выкупленных в таких условиях объектов приватизации нередко приносила значительную выгоду.
Вместе с тем именно приватизация произвела революционные изменения в общественном сознании, придав законную основу фигуре частного собственника и утвердив его в качестве равноправного участника общественных отношений, и не в виде какого-то мелкого собственника, но лица, имеющего в собственности недвижимость, предприятия, средства производства - капитал. Если же говорить о развитии конкуренции, привлечении иностранных инвестиций, то, наверное, правильнее было бы утверждать, что приватизация создала для них лишь необходимые условия, саму принципиальную возможность существования, однако для достижения таких целей одной приватизации явно недостаточно. Для инвестора главным является возможность извлечь прибыль из своих инвестиций, а также наличие системы гарантий, которая позволила бы этой прибылью воспользоваться. Поэтому появление иностранных инвестиций в российской экономике определяется общим политическим и экономическим климатом, его стабильностью и прогнозируемостью. Понятно, что приватизация сама по себе этого достичь не может.
Однако если говорить о значении приватизации в ключе перехода страны к рыночной экономике, то следует, по-видимому, подчеркнуть главное: приватизация есть необходимое условие такого перехода. Следовательно, и цель приватизации в условиях России - это осуществление названного перехода: от плановой экономики социалистического типа к рыночной.
В этом отношении значение приватизации трудно переоценить. Через приватизацию в производственную сферу, сферы торговли, услуг вошел и законно обосновался частный капитал. Именно через механизм приватизации в деловой оборот введены недвижимость и предприятия как имущественный комплекс, запущен механизм рынка ценных бумаг, возникли и стремительно развиваются корпоративные отношения.
Много нового принесла с собой приватизация и в юридическую практику. В частности, появились понятия крупной сделки, заинтересованности в совершении сделки, аффилированного лица, специализированного регистратора, защиты прав акционеров, правила ведения реестров акционерных обществ и многое, многое другое.
Совсем еще недавно среди юристов бытовало мнение о том, что законодательство о приватизации чрезвычайно противоречиво и запутанно, крайне далеко от совершенства и затруднительно в пользовании. Думаю, что согласиться с таким мнением вряд ли возможно. Действительно, законодательство о приватизации не отличается особенной простотой и ясностью, но то же самое можно ска- зать и о многих иных отраслях и видах правового регулирования отдельных общественных отношений.
Можно сказать, сложность жизни предопределяет и сложность регулирующего ее законодательства. Если же учесть, что законодательству о приватизации на рождение и расцвет было отпущено всего пять-шесть лет и в его создании не принимали участия ученые и сотрудники признанных юридических законотворческих центров, то приходится скорее удивляться его логической завершенности и не такому уж большому числу изъянов. Кроме того, нельзя не учесть и тот немаловажный факт, что законодательство о приватизации создавалось в период практически полного обновления всей отрасли гражданского права, перехода ее на принципы, отличные от принципов советского гражданского законодательства. В то время, когда часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации вступила в силу, законодательство о приватизации практически уже сложилось и к его чести - серьезных противоречий с кодексом не оказалось.
Настоящая работа представляет собой обработку небольшого курса лекций, прочитанных автором студентам Российской школы частного права в 1998-1999 гг. В ней предпринята попытка, во-первых, поделиться накопленным автором опытом работы по конкретным делам, связанным с рассмотрением споров о приватизации, и, во-вторых, представить некоторый общий взгляд на законодательство о приватизации, идеи, на которых оно базировалось, и практику его применения.
Автору особенно приятно подчеркнуть, что сам факт появления данной работы стал возможен благодаря вниманию и доброжелательной поддержке прежде всего руководителя Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации профессора А.Л. Маковского, а также сотрудника центра г-на А.Н. Жильцова.
Автор благодарен своим коллегам - сотрудникам юридической фирмы «Интра» гг. Л.В. Клюеву, ICM. Тищенко за полезные дискуссии и обсуждение рукописи настоящей работы, а также г-же Л.П. Чернышовой, отдавшей много сил практической работе по приватизации российских предприятий и взявшей на себя труд прочитать данную работу с точки зрения практика.